Darkside: звуки с обратной стороны Луны

добавлено 1 июля 2003, Александр Vromber

1) Определения.
Darkside experimental electronica – особая область электронной музыки, находящаяся на стыке dark ambient, hardcore, drum`n`bass, freestyle breaks и idm. Стиль характеризуется мрачной меланхоличностью мелодического ряда, использованнием особо изобретательной, сложно запрограммированной перкуссии; для оформления тре'eaов подбираются, синтезируются и стилизуются сэмплы и грувы; важной особенностью также является активная эклектика т.е. использование известных стилей и приемов игры в немыслимых доселе вариациях. Но самое главное отличие darkside от остальных направлений электроники – это общ!ая атмосфера, отличающаяся особой нервозностью, психической неуравновешенностью. Шизофрения, безумие, клинический случай – вот как можно описать darkside experimental.
Примечание: Хочу сразу же пояснить, что данное направление ни коим образом не относится к сфере industrial, darkwave, gothic, etherial и проч. хотя довольно умело балансирует на грани этих областей электроники. Термин выбран достаточно условно, для того, чтобы выделить специфическую область музык_e8, подпадающую под вышеозначенное определение. Осознание факта, что существует подобная, специфическая область электроники, пришло во время прослушивания одного из последних выпусков радиопередачи “Триллер” на радио “106.8 FM”. Гости программы знакомили слушателей с т_e5м, что они считали “экспериментальным хардкором”. Представленный тогда материал, даже при трезвом и вкрадчивом анализе его стилистической принадлежности, даже сегодня ставит в тупик признанных электроэкспертов. Все они сходятся на том, что у этой, разношерстной, неотносящейс!я ни к одному из существующих течений, музыки есть нечто общее и характерное только для нее. Darkside - не стиль в структурно-морфологическом смысле. Между всеми нижеозначенными командами в звуковом отношении нет ничего общего. Их роднит идея, концепция “нездоровой”, научно-фанр2астической музыки, а также использование hi-fi-технологий (в отличие от industrial, где, в основном используются lo-fi-технологии). Есть ли здесь нон-конформизм, авант-гард, независимость, особая позиция? – несомненно есть, но она не носит подрывной, пропагандистский характер. !33Darkside – это образ мыслей, особое состояние порочной души. Просто эта музыка тихо роет глубокую могилу для возомнившего себя всесильным поп-мейнстрима. В этом ее миссия.
История становления.
“Чёрная” электроника как явление появилась в середине 90-х годов. Место рождения, конечно же, Германия. Где еще, как ни здесь, водится столько мрачных людей. Можно с определенной вероятностью предположить, что darkside вышел из hardcore/gabber музыки.
С конца 80-х на интернациональной танцевальной сцене бушевала волна Rave. В музыкальном отношении Rave – озорная, весёлая, раскрепощенная музыка, базирующаяся, в основном, на прямом или ломанном, неотступно движущимся вперёд бас-барабане, мажорных синтезаторных (часто форте'efьянных) пассажах, mc-сэмплах и разнополых (в основном, женских) вокалах. Из Rave, как большого котла, вышли почти все стили современной танцевальной электроники. В том числе и hardcore.
В это время двумя полярными центрами hardcore-движения одновременно становятся Голландия и Германия. Если Голландия продолжала хранить верность разудалому rave-движению и в несметных количествах плодить веселые колотушки для нетребовательной молодежной тусовки, то в Германии всё было иначе – музыка мрачнела. В немецкой интерпретации hardcore – это жесткая, жестокая музыка, она должна показать человечеству, что такое Зло в его первоестестве. Злость, ярость, гром и молния. У Зла нет границ. Мир жесток, а hardcore – кривое зеркало мира.
Апологетами немецкой волны становятся такие лейблы, как PCP и Nordcore. В это время они являются основными поставщиками “свежей крови” – новых экспериментов.
PCP базировался во Франкфурте и являлся плодом усилий четырех людей – Mark Acadipane, Miroslav Pejac, Gualliame Leroux, Slam Burt; 98% всего PCP – это Акардипан + Педжак, которые под многочисленными псевдонимами выпускали самую различную, но неизменно “темную” продукцию. Лейбл имел рекордное количество !под-организаций (саб-лейблов) – около 20-ти, но тем не менее, кроме 5-ти основных и крупных, все они включали в себя не более 2 - 3-х пластинок и являлись полигоном для идей, расходящихся с общим звучанием PCP. Диапозон стилей достаточно широк: от noizecore и hard-techno до drum`n`bass и lang1033ambient, с сильным уклоном в сторону hard-techno, или лучше сказать, dark-techno. Наиболее интересные darkside-проекты (псевдонимы): Mover, Rave Creator, Reign, Pilldriver, Cypher, Frozen, Destination, FFM Shadow Orchestra, Syrius 23.
Сама идея, что hardcore может быть настолько мрачным и негативным, и даже конкурировать с doom- и gothic-metal, казалась чем-то совершенно новым и опрокидывала в то время уже сдающую свои позиции идеологию Rave. Акардипан и Педжак показали на огромном количестве примеров то, как должна звучать современная мрачная электроника, провели черту между двумя “сторонами луны”. Настроения и темы были самыми разными: ад и рай, демоны и ангелы, космические путешествия и иные реальности; грусть, страх и печаль; сатанизм, наркомания и пьянство – т.е. 'e2се то, что кажется таким далеким, призрачным, и в то же время обитает где-то рядом, готовое вырваться наружу.
Лейбл с 20 своими саб-лейблами прекратил существование в 1998 году. Дата совпала с общим кризисом жанра hardcore/gabber и его фактической “смертью”.
Восприняв идею Акардипана и Педжака как руководство к действию, множество людей с неуравновешенной психикой активизировалось на написание нездоровой музыки. Плацдармами мутной волны darkside становятся очень маленькие андерграундные лейблы, большинство которых раньше являлись частью интернациональных hardcore- , ambient- и noise-сцен: CFET, Fitschkopf, EBE, UWR, Praxis, Ambush, Ambivalence, Drop Bass Network и многие прочие. Наиболее талантливые продюссеры этого времени: John & Paul Healy (Somatic Responses, Photon Emissions), Christoph De Babalon, Marco Passarani (Passarani, IT), Olivier Moreau (Axiome, Imminent Starvation, Torsion, Ambre), Aaron Funk.
Что касается hardcore-сцены, то резкая смена саунда отдельными продюссерами и издание на хардкор-лейблах не-хардкор материала были встречены неоднозначно.
С одной стороны, истинные габберы были возмущены, они не понимали, почему хардкором называют музыку, в которой нет ни мощно бухающей бочки, ни развеселых напевов, ни громких возглосов mc. В чем-то они были правы: с хардкором что-то было не так! Звучание стало видоизменяться, экспери!ментальная составляющая сильно давила на порядком затертую и поднадоевшую схему габбера. И это раздражало габберов.
Но это очень нравилось тем, кто ощутил в хардкоре что-то помимо развеселой стучалки, кто вник в PCP. Оказалось, что это можно и интересно слушать. Нетанцевальный и невеселый хардкор эксплуатировал стилистику science-fiction, horror и cyber-punk. Он, как никто другой, подошел на роль проводника в “выдуманные реальности, таящие в себе опасности и ужасы”. Да, были trance, ambient, industrial и т.д. Но эти стили не обладали такими качествами, как независимость, бескомпромисность, стремление к нарушению границ.
Итак, прогрессивные немецкие и британские продюссеры заставили уважать и, главное, слушать hardcore. Они очертили условную границу между сгубо клубным hardcore и “другим” hardcore. Плюнув белой слюной на первый, они вплотную занялись вторым.
Если задаться идеей сделать хардкор, не провоцирующий только на танец, то открывается широкое поле для нововведений. Нужно только повторять, что ты не хочешь делать музыку так, как Ruffneck.
Понять, что же такое хардкор можно, сравнив его с буйным душевнобольным:
1) Очень часто он срывается и начинает крушить и уничтожать все вокруг. Это – gabber, speedcore, noisecore;
2) Его ловят, ограничивают в способности передвигаться. Но не ограничивают работу его сознания, которое лихорадочно мечется в поисках выхода. Затуманенная голова полнится фантазиями, глюцинациями, безумными идеями. А это уже – darkcore, intelligent hardcore, weirdcore и пр., в общем, все то, что причир1ляют к области эксперимента. Хотя, на самом деле, это и есть настоящий хардкор, т.е. безумие в его многоликости.
Неуклонно эволюционируя, хардкор, как музыка с тяжелой бочкой 4х4, наконец доходит до той точки, когда окончательно теряет свой структурный стержень. Все пожимают плечами – это не хардкор, нет. Что же это за зверь ?
Это darkside experimental.
3) Основные представители
1. Somatic Responses
Об этой команде можно говорить много и долго, рассыпая им бесчисленные комплименты, но мы ограничимся краткой характеристикой.
SR – детище Джона и Пола Хейли, граждан Уэльса, проживающих на его далекой окраине – в городке Аманфорд (правда, Пол сейчас живет в столице Уэльса – Кардифе). Работают с 1993 года. За плечами более 50 пластинок и с десяток cd. Издавались на многих андерграундных лейблах Европы. О_f1новной род занятий – диджейство и звукоинжениринг. Концепция – построение и последовательное разрушение звуковой архитектуры музыкального произведения.
Стиль. Наиболее точно стиль музыки SR сформулирован vAlien/DJ Commando Labella:“индастриэл с каскадами из сложнейших вывихнутых ритмов и плотно связанных с ними экспериментальными структур, заполненных чистым пластиком и звуками синтезаторного семейства Atari”.
Музыка SR, без преувеличения, уникальна.
Восхищение вызывает все:
· Элементы трека (ритмы, звуки, мелодии) обработаны эффектами и фильтрами до такой степени, что невозможно распознать исходные источники. Такой тщательный подход к звучанию музыки – визитная карточка SR;
· Метод построения композиции – разитие действия и непредсказуемая смена событий, единство ритмического и мелодического ряда. Каждый трек проходит несколько фаз: вступление > развитие > остановка > смена исходной структуры и формирование главной темы > развитие главной те'ecы с достижением точки эмоционального максимума > завершение;
· 2-сложная схема трека - массивная, громоздкая, ультрасложная перкуссия + пронзительные, чувственные мелодии. Неизменность и простота структурной схемы компенсируется сильным различием структур базовых элементов (ритмы, звуки, мелодии) каждого последующего произведени'ff;
· Отсутствие одинаковых, “похожих” треков. Каждый трек уникален и представляет собой законченное музыкальное произведение, своеобразный убойный 4 - 7-минутный “снаряд” в арсенале британцев и готовый клубный боевик;
· Перегруженность композиций, очень плотный и напористый саунд, сравнимый с мощным локомотивом, неуклонно и безостановочно прущим вперёд. Ясно ощущается, что музыка “играет мускулами”, всячески демонстрирует свою силу;
· Высокая эмоциональность музыки, ориентация на достижение эффекта “’эмоционального климакса”, катарсиса. Каждое новое произведение ввергает слушателя в пучину чувственных страстей и переживаний: грусть, тоска, отчаяние, безумие, безысходность, одиночество – всё _fdто темы произведений братьев Хейли.
Странная, безумная музыка. Настоящий darkside!

2. Imminent (Starvation)
I(S) – это Оливье Моро, гражданин Бельгии, родился в городе Лилиос, проживает и работает в Брюсселе. В электронике с начала 90-х. Имеет около 7 собственных проектов (основной – Imminent), также участвовал во многих коллаборационных проектах и сейшнах.
Стиль I(S): power rhythmic noise/technoid noise, horror ambient, weird electronics.
Характеристики.
Звучание: “Группа с шизофренической варварской страстью кует мощное индустриальное техно, воздвигая непроницаемые стены из дистортированных техноидных ритмов на фундаменте из жутких потусторонних ландшафтов.” Без комментариев.
Особенности звучания (естественно, в самом общем виде, т.к. проанализировать каждый из многочисленных проектов бельгийца не представляется возможным в данной статье):
· филигранная работа с нойзом, в том числе придание ему оттенков звучания, отвечающих общему настроению трека;
· построение несложных, но эффектных репитативных ритмических струтур;
· агрессивная эмбиентно-нойзовая мелодичность;
· общая сюрреалистическая horror-атмосфера.
Такого в мире больше не делает никто! Музыка больна, она не может найти успокаения, она не укладывается ни в какие рамки. Бельгиец, тщательно подбирая средства и инструменты, стремится в красках описать, что такое БЕЗУМИЕ, ЯРОСТЬ в их первозданно!м виде.
Нет, это не фигуры речи. Хорошая электроника отличается от плохой тем, что она обладает способностью вызывать определенные образы в сознании слушателя, провоцировать его на какие-либо эмоции. В этом и заключается пресловутая “сила” искусства. Оливье Моро делает хорошую электро!нику и имеет свой unique style и характерное звучание. Через многочисленные маски (команды) он проецирует своё сознание, психо в мозг непосредственного потребителя. Внутри маленького, бородатого человечка скрываются сонмы фобий, фантазий и желаний, причем не самых добрых и милых. Бел_fcгиец мог быть кем угодно: вандалом, маньяком, солдатом. Но сублимация личности – великая вещь! И вот мы видим бородатого человечка крутящим многочисленные ручки и рычаги своих электрических машин. В результате этих хитрых манипуляций на свет вылезают кошмарные а0удио-монстры, оборотни и мертвецы и, скрежеща своими когтями и клыками, разрывают в клочья сознание слушателя.
Каким ты видишь АРМАГЕДДОН – ядерным, огненным, ледяным???!!!
Weird, Sick, Insane, Strange.
Darkside 100%!

3. Passarani.
Яркий представитель итальянского электронного андерграунда, Марко Пассарани с начала 90-х, непокладая рук, трудится на ниве продвижения серьезной экспериментальной электронной музыки в горячие, пылкие массы итальянского народонаселения. Пассарани – активная, деятельна!я натура, потому свою музпросветительскую деятельность он поставил на широкую ногу: он и dj, и музыкант, и ведущий музыкальной радиопрограммы + владелец лейбла Nature Records.
В своем творчестве итальянец продолжает развивать идеи PCP – т.е. концепцию чистой “черной”, фантастической электроники.
Стиль: dark idm, abstract breaks, sci-fi electronics.
Характеристики:
- Сосредоточнные, задумчевые и мечтательные эмбиентные пассажи укутывают слушателя бархатным звездным одеялом, уносят далеко за горизонт, а нелинейные ритмические фигуры прокладывают дорогу в мир непознанного.
- Качество звука: lo-fi, т.е. низкое. Причина может заключаться в банальном отсутствии денег на хорошую аппаратуру. (Примечание: автор этих строк знаком только с одной, достаточно старой работой итальянца – “Unspeakable Future Outbreaks” (1996). Вероятно, за долгое время пути… все могло измениться в лучшую для музыканта сторону.) Тем не менее, материал так хорош и так профессионально исполнен, что качество его звучания не воспримнимается как досадное упущение.
Прекрасный образец качественной научно-популярной электронной музыки.

4. Venetian Snares.
Дитя порока, человек с квадратными мозгами, Аарон Фанк взял и явился однажды как чертик из коробочки, и всем пришлось поверить, что панк жив, а мир все ещё полон придурков!
Новая генерация электрических беспредельщиков пропагандирует иные стандарты звучания экстремальной музыки, раздвигает границы понимания термина “музыка”. Звук современного андерграунда – это breakcore и bastard-pop. Что же это такое? Рецепт прост: берем все, что когда-либо было сделано в области популярной и электронной музыки, ломаем и крошим все это в мелкий винигрет, а затем хорошенько перемешиваем, добавляя семплы, ритмы и эффекты по вкусу. Обладая сноровкой и изрядным чувством юмора, breakcore-продюссер может из этой массы вылепить ау'e4ио-конструкции разной разрушительной силы. На выходе получаем жёсткую, быструю, но бесконечно весёлую музыку.
Канадец является пионером новой волны экстремальной электроники.
Стиль: breakcore, digital hardcore, weird electronics.
Характеристики.
Эклектика, т.е. смешение стилей, методов и приемов, является необходимым аттрибутом современного breakcore. Аарон использует всё самое интересное и стильное для создания действительно аггресивного продукта: hardcore (speedcore/noisecore/digital), jungle (d`n`b/techstep), nu-jazz, ambient, breakbeat/streetbeat и проч.). Почему же Darkside ?
Звучание:
· Подчеркнутая нелинейность ритмической, мелодической и сэмплерной структур трека. Достигается путем интеграции приемов из области вышеперечисленных стилей;
· Иррациональность, непостоянство, вывихнутость. Убойные звуковые конструкции никак не хотят стоять на месте, бегают по углам, прыгают там и тут, резвятся, кривляются и корчат рожи. Смена событий происходит так быстро, что даже самый подготовленный слушатель не сможет привыкнут!ь к подобной вакханалии.
· Богатое сэмплоделическое наполнение. Звуков очень много, они сильно перемешаны, ими заткнуты все возможные паузы трека. Эти звуки очень быстры и отрывисты, их очень трудно идентифицировать из-за общего сумасшедшего и спонтанного движения трека.
· Музыка имеет явно садистский, издевательский характер. Главные “темы” треков: сексуальные перверсии, садизм и прочие прелести жизни. Вы думали панк умер ? Нет. Панк XXI века - это Venetian Snares.
Venetian Snares – трикстер наших дней, т.е. демон со смешным лицом. Область его фантазий далека от розовых тонов. Дай буйному сумасшедшему топор и посмотри,что из этого получится! В этом действе очень много веселого и забавного, но только для не для случайных прохожих.
Примерно такое же ощущение появляется у тех, кто слышал хотя бы один трек из репертуара канадца. Особая жесткость, бескомпромисность - это синонимы понятия Darkside.

Вывод.
Современная электроника находится в постоянном движении и развитии. Большая ее часть сдвинулась в область электро-музыкально-дискотечного шоу-бизнеса и теперь процветает, потребляя в равных количествах денежную массу и обывательские восторги. Но существует и вторая, более знач'e8тельная, часть, которая является кладовой смелых идей и экспериментов. Здесь происходит массовое брожение умов и тотальный беспредел. В результате этого гниения рождается жуткая, темная материя. Эта музыка находится за гранью, с обратной стороны Луны.

Vromber

Darkside: звуки с обратной стороны Луны